Информация о результатах оценки эффективности реализации муниципальных программ Новоселицкого муниципального района за 2016 год

ИНФОРМАЦИЯ
о результатах оценки эффективности реализации муниципальных программ Новоселицкого муниципального района за 2016 год

Одним из эффективно действующих инструментов программно-целевого метода являются муниципальные программы, так как позволяют сконцентрировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики района, обеспечить прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, выбрать наиболее эффективные пути достижения результатов.

Проведение оценки эффективности муниципальных программ предусмотрено пунктом 3 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с которым по каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.

После рассмотрения результатов оценки эффективности реализации муниципальных программ администрацией Новоселицкого муниципального района может быть принято решение о сокращении на очередной финансовый год и плановый период объемов бюджетных ассигнований и (или) о досрочном прекращении реализации отдельных мероприятий муниципальных программ или муниципальных программ в целом, начиная с очередного финансового года.

Оценка эффективности муниципальных программ в соответствии с Методикой основана на план-фактном анализе результатов реализации муниципальных программ и затраченных бюджетных ресурсов на их реализацию, что полностью соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, лежащему в основе Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым установлено, что «при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)».

Финансовым управлением проведен анализ степени достижения целей программ и решения задач их подпрограмм, а также анализ степени соответствия фактических расходов бюджета Новоселицкого муниципального района на реализацию подпрограмм и основных мероприятий подпрограмм, оказывающих влияние на индикаторы достижения целей программ и показатели решения задач их подпрограмм соответственно.

В соответствии с Методикой по каждому индикатору достижения цели программы и показателю решения задачи подпрограммы определена оценка результативности достижения планового значения индикатора (показателя). Исходя из определенных оценок результативности достижения плановых значений индикаторов (показателей) по каждой цели программы и задаче ее подпрограмм определена степень достижения цели (степень решения задачи). По каждой программе и ее подпрограмме определены средние степени достижения целей и решения задач. Информация о степени достижения целей программы и о степени решения задач их подпрограмм в 2016 году приведена в таблице 1.

Таблица 1

ИНФОРМАЦИЯ
о степени достижения целей программы и о степени решения задач их подпрограмм в 2016 году

 

  №

п/п

Наименование

программы

Степень достижения целей программы

Степень решения задач подпрограмм

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Осуществление местного самоуправления в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края

141

75

100

146

90

100

117

106

100

20

75

100

2

Развитие образования в Новоселицком муниципальном районе

88

100

100

                 

3

Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края в режиме «одного окна», в том числе на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг»

100

100

                   

4

Социальная поддержка граждан в Новоселицком муниципальном районе

125

100

100

                 

5

Защита населения и территории Новоселицкого муниципального района от чрезвычайных ситуаций

200

20

                   

6

Управление финансами Новоселицкого муниципального района

125

103

                   

7

Сохранение и развитие культуры в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края

150

200

200

                 

8

Управление имуществом Новоселицкого муниципального района Ставропольского края

50

200

                   

9

Молодежь Новоселицкого муниципального района

100

100

                   

Важной особенностью Методики является то, что итоговые оценки подводятся по структурным элементам программы раздельно. Вывод об эффективности реализации делается по программе в целом, исходя из степени достижения целей программы, и по ее структурным элементам – подпрограммам, исходя из степени решения из задач.

По сравнению с прошлой оценкой за 2015 год все ответственные исполнители муниципальных программ выстроили четкую взаимосвязанную систему индикаторов достижения целей программ и показателей решения задач подпрограмм, что серьезно облегчило данную работу.

Однако в ходе проведения оценки мы столкнулись с проблемой определения динамики плановых и фактических значений индикаторов достижения целей программ и показателей решения задач подпрограмм, так как многие показатели изменили свое значение как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Это говорит о том, что либо неправильно проставлено плановое значение показателя (или не внесены своевременно изменения в муниципальную программу в случае его достижения в отчетном году), либо ответственными исполнителями неправильно сформулированы наименование показателей (т.е. формулировка не отражает единицу измерения).

Так же хочется обратить внимание на необходимость исключения показателя в случае его 100% достижения.

Вместе с тем, все программы составлены таким образом, что на достижение цели программы влияют несколько подпрограмм, а реализация отдельных основных мероприятий влияет сразу на несколько показателей подпрограммы, относящихся к разным задачам подпрограмм.

Несмотря на выстроенную цепочку, показатели муниципальных программ не позволяют реально оценить достижение запланированных результатов муниципальной политики в соответствующих сферах. Это является следствием того, что показатели и их значения устанавливаются самими ответственными исполнителями, что позволяет им выбирать наиболее «удобные» показатели (манипулируемые, либо имеющие заранее очевидную динамику, не зависящую от качества реализации муниципальной программы), а также задавать «комфортные» значения данных индикаторов, которые наверняка будут перевыполнены. Зачастую значения показателей рассчитываются на основе ведомственной отчетности либо специфических исходных показателей, рассчитываемых самими ответственными исполнителями (соисполнителями, участниками), в результате чего невозможна или существенно затруднена внешняя оценка достоверности фактических значений показателей.

В 2016 году, при уточненном запланированном объеме на реализацию муниципальных программ за счет средств местного бюджета в размере 210 910,96 тыс. рублей, фактически произведено расходов на сумму 207 357,67 тыс. рублей, или 98% к уточненному годовому плану.

Неисполненные средства свидетельствуют о том, что либо при планировании были предусмотрены завышенные ассигнования по конкретным мероприятиям, либо эти расходы не были признаны необходимыми.

В случае, когда программа имеет низкий уровень эффективности, а степень финансирования полная, необходима существенная корректировка муниципальной программы в части пересмотра значений целевых показателей, изменения объема финансирования, перечня программных мероприятий, системы управления.

По сравнению с 2015 годом улучшили результаты по оценке эффективности следующие ответственные исполнители муниципальных программ: Отдел культуры АНМР, МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба НМР», отдел имущественных и земельных отношений АНМР и финансовое управление АНМР.

Вместе с тем, имеющиеся результаты оценки дают возможность составить общий рейтинг эффективности реализации имеющихся программ в 2016 году исходя из среднего значения степеней достижения целей программы и задач их подпрограмм (таблица 2).

Таблица 2

РЕЙТИНГ
эффективности реализации программ в 2016 году

п/п

Наименование программы

Среднее значение степеней достижения целей программы и задач ее подпрограмм,

(процентов)

Оценка результативности достижения целей программы и задач ее подпрограмм

 
 

1

2

3

4

 

1.

Сохранение и развитие культуры в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края

183

выше плановой

 

2.

Управление имуществом Новоселицкого муниципального района Ставропольского края

125

выше плановой

 

3.

Управление финансами Новоселицкого муниципального района

114

выше плановой

 

   4.

Защита населения и территории Новоселицкого муниципального района от чрезвычайных ситуаций

110

выше плановой

 

5.

Социальная поддержка граждан в Новоселицком муниципальном районе

108

выше плановой

 

   6.

Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края в режиме «одного окна», в том числе на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг»

100

плановая

 

Молодежь Новоселицкого муниципального района

 

7.

Осуществление местного самоуправления в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края

98

плановая

 

8.

Развитие образования в Новоселицком муниципальном

96

плановая

*Значения степени достижения целей программы (решения задач подпрограмм интерпретируются следующим образом:

Более 100 процентов – результативность достижения целей программы (решения задач подпрограммы) оценивается «выше плановой»;

От 90 процентов до 100 процентов включительно – результативность достижения целей программы (решения задач подпрограммы) оценивается как « плановая»;

От 75 процентов до 90 процентов - результативность достижения целей программы (решения задач подпрограммы) оценивается «ниже плановой»;

Менее 75 процентов - результативность достижения целей программы (решения задач подпрограммы) оценивается как «неэффективная».

Вместе с тем хочется отметить, что по замечаниям и предложениям, озвученным на комиссии по повышению результативности бюджетных расходов в течение 2016 года, не всеми ответственными исполнителями своевременно были приняты меры по корректировке наименований и взаимосвязи индикаторов достижения целей программ и показателей решения задач подпрограмм.

Подытожив вышесказанное, предлагаем ответственным исполнителям:

1. исключить из муниципальной программы те индикаторы и показатели, желаемое значение которых уже достигнуто и в будущем теряет свою актуальность.

2. использовать более реальные индикаторы достижения целей программ и показателей решения задач подпрограмм, а так же их плановые значения, отражающие и характеризующие основную деятельность учреждения, отдела и управления администрации, так как плановые и фактические значения индикаторов и показателей указываются, в большинстве случаев, формально.

3.проводить действенный мониторинг реализации муниципальных программ в целью принятия управленческих решений, направленных на достижение целей программ и решения задач подпрограмм.

4. не включать показатели, на которые ответственными исполнителями косвенно имеется влияние или уточнять их другими показателями.