Информация о результатах оценки эффективности реализации муниципальных программ Новоселицкого муниципального района за 2015 год
- Подробности
- Просмотров: 102
Проведение оценки эффективности муниципальных программ предусмотрено пунктом 3 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с которым по каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.
После рассмотрения результатов оценки эффективности реализации муниципальных программ администрацией Новоселицкого муниципального района может быть принято решение о сокращении на очередной финансовый год и плановый период объемов бюджетных ассигнований и (или) о досрочном прекращении реализации отдельных мероприятий муниципальных программ или муниципальных программ в целом, начиная с очередного финансового года.
Оценка эффективности муниципальных программ в соответствии с Методикой основана на план-фактном анализе результатов реализации муниципальных программ и затраченных бюджетных ресурсов на их реализацию, что полностью соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, лежащему в основе Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым установлено, что «при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)».
Финансовым управлением проведен анализ степени достижения целей программ и решения задач их подпрограмм, а также анализ степени соответствия фактических расходов бюджета Новоселицкого муниципального района на реализацию подпрограмм и основных мероприятий подпрограмм, оказывающих влияние на индикаторы достижения целей программ и показатели решения задач их подпрограмм соответственно.
В соответствии с Методикой по каждому индикатору достижения цели программы и показателю решения задачи подпрограммы определена оценка результативности достижения планового значения индикатора (показателя). Исходя из определенных оценок результативности достижения плановых значений индикаторов (показателей) по каждой цели программы и задаче ее подпрограмм определена степень достижения цели (степень решения задачи). По каждой программе и ее подпрограмме определены средние степени достижения целей и решения задач. Информация о степени достижения целей программы и о степени решения задач их подпрограмм в 2015 году приведена в таблице 1.
Таблица 1
ИНФОРМАЦИЯ
о степени достижения целей программы и о степени решения задач их подпрограмм в 2015 году
№ п/п |
Наименование программы |
Степень достижения целей программы |
Степень решения задач подпрограмм |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
1. |
Осуществление местного самоуправления в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края |
128,46 |
50 |
100 |
80,95 |
52,00 |
83,33 |
112,50 |
83,33 |
100 |
2. |
Развитие образования в Новоселицком муниципальном районе |
84 |
113,10 |
100 |
||||||
3. |
Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края в режиме «одного окна», в том числе на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг» |
200 |
166,67 |
|||||||
4. |
Социальная поддержка граждан в Новоселицком муниципальном районе |
100 |
87,50 |
100 |
||||||
5. |
Защита населения и территории Новоселицкого муниципального района от чрезвычайных ситуаций |
108,33 |
150 |
|||||||
6. |
Управление финансами Новоселицкого муниципального района |
115,38 |
97,62 |
|||||||
7. |
Сохранение и развитие культуры в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края |
128,57 |
100 |
150 |
||||||
8. |
Управление имуществом Новоселицкого муниципального района Ставропольского края |
33,33 |
154,17 |
|||||||
9. |
Молодежь Новоселицкого муниципального района |
150 |
133,33 |
Важной особенностью Методики является то, что итоговые оценки подводятся по структурным элементам программы раздельно. Вывод об эффективности реализации делается по программе в целом, исходя из степени достижения целей программы, и по ее структурным элементам – подпрограммам, исходя из степени решения их задач.
При проведении оценки, мы, как и в прошлом году столкнулись с отсутствием четкой взаимосвязанной системы индикаторов достижения целей программ и показателей решения задач подпрограмм, что является одной из основных характеристик качества подготовки муниципальной программы. По ряду программ выявлены цели и задачи, не связанные ни с одним индикатором и показателем программы, что приводит к невозможности оценки степени их достижения (решения).
Вместе с тем все программы составлены таким образом, что на достижение цели программы влияют несколько подпрограмм, а реализация отдельных основных мероприятий влияет сразу на несколько показателей подпрограммы, относящихся к разным задачам подпрограмм.
Кроме этого, показатели муниципальных программ не позволяют реально оценить достижение запланированных результатов муниципальной политики в соответствующих сферах. Это является следствием того, что показатели и их значения устанавливаются самими ответственными исполнителями, что позволяет им выбирать наиболее «удобные» показатели (манипулируемые, либо имеющие заранее очевидную динамику, не зависящую от качества реализации муниципальной программы), а также задавать «комфортные» значения данных индикаторов, которые наверняка будут перевыполнены. Зачастую значения показателей рассчитываются на основе ведомственной отчетности либо специфических исходных показателей, рассчитываемых самими ответственными исполнителями (соисполнителями, участниками), в результате чего невозможна или существенно затруднена внешняя оценка достоверности фактических значений показателей.
Так же в ходе проведения оценки, мы столкнулись с проблемой сопоставления первоначально утвержденных ресурсов с достижением поставленных целей и выполнением показателей эти цели характеризующие. Несмотря на то, что ответственные исполнители и соисполнители при корректировке программ на очередной финансовый год и плановый период имеют утвержденные бюджетные ассигнования, в процессе исполнения бюджета прогнозные значения и источники финансирования могут изменяться по объективным причинам: выделение дополнительных объемов (уменьшение первоначально утвержденных) межбюджетных трансфертов из бюджета вышестоящего уровня на выполнение переданных полномочий, корректировка собственных доходов и расходов. При этом, значения показателей остаются неизменными. На основании этого мы сочли необходимым внести изменения в методику оценки эффективности реализации муниципальных программ и сопоставлять фактические расходы с уточненными плановыми назначениями.
В части собственных средств бюджета также наблюдается финансирование не в полном объеме или перераспределение между отдельными подпрограммами, что можно расценивать по – разному: либо при планировании были предусмотрены завышенные ассигнования по конкретным мероприятиям, либо эти расходы не были признаны необходимыми, что тоже говорит о недостаточно качественной разработке программ.
В случае когда программа имеет низкий уровень эффективности, а степень финансирования полная, необходима существенная корректировка муниципальной программы в части пересмотра значений целевых показателей, изменения объема финансирования, перечня программных мероприятий, системы управления.
Вместе с тем, имеющиеся результаты оценки дают возможность составить общий рейтинг эффективности реализации имеющихся программ в 2015 году исходя из среднего значения степеней достижения целей программы и задач их подпрограмм (таблица 2).
Таблица 2
РЕЙТИНГ
эффективности реализации программ в 2015 году
№ п/п |
Наименование программы |
Среднее значение степеней достижения целей программы и задач ее подпрограмм, (процентов) |
Оценка результативности достижения целей программы и задач ее подпрограмм |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. |
Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края в режиме «одного окна», в том числе на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг» |
183,34 |
выше плановой |
|
2. |
Молодежь Новоселицкого муниципального района |
141,67 |
выше плановой |
|
3. |
Защита населения и территории Новоселицкого муниципального района от чрезвычайных ситуаций |
129,17 |
выше плановой |
|
4. |
Сохранение и развитие культуры в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края |
126,19 |
выше плановой |
|
5. |
Управление финансами Новоселицкого муниципального района |
106,50 |
выше плановой |
|
6. |
Развитие образования в Новоселицком муниципальном районе |
99,03 |
плановая |
|
7. |
Социальная поддержка граждан в Новоселицком муниципальном районе |
95,83 |
плановая |
|
8. |
Управление имуществом Новоселицкого муниципального района Ставропольского края |
93,75 |
плановая |
|
9. |
Осуществление местного самоуправления в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края |
87,84 |
ниже плановой |
* Значения степени достижения целей программы (решения задач подпрограмм интерпретируются следующим образом:
более 100 процентов – результативность достижения целей программы (решения задач подпрограммы) оценивается «выше плановой»;
от 90 процентов до 100 процентов включительно – результативность достижения целей программы (решения задач подпрограммы) оценивается как «плановая»;
от 75 процентов до 90 процентов – результативность достижения целей программы (решения задач подпрограммы) оценивается «ниже плановой»;
менее 75 процентов – результативность достижения целей программы (решения задач подпрограммы) оценивается как «неэффективная».
Вместе с тем хочется отметить, что сам по себе программный принцип планирования бюджетных расходов автоматически не обеспечивает повышение результативности и эффективности использования бюджетных средств. Необходимо осуществлять постоянный мониторинг проводимых мероприятий, обеспечивающих решение отраслевых задач, своевременно вносить корректировки в методы и принципы управления программой.