Информация о результатах оценки эффективности реализации муниципальных программ Новоселицкого муниципального района за 2015 год

Проведение оценки эффективности муниципальных программ предусмотрено пунктом 3 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с которым по каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.

После рассмотрения результатов оценки эффективности реализации муниципальных программ администрацией Новоселицкого муниципального района может быть принято решение о сокращении на очередной финансовый год и плановый период объемов бюджетных ассигнований и (или) о досрочном прекращении реализации отдельных мероприятий муниципальных программ или муниципальных программ в целом, начиная с очередного финансового года.

Оценка эффективности муниципальных программ в соответствии с Методикой основана на план-фактном анализе результатов реализации муниципальных программ и затраченных бюджетных ресурсов на их реализацию, что полностью соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, лежащему в основе Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым установлено, что «при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)».

Финансовым управлением проведен анализ степени достижения целей программ и решения задач их подпрограмм, а также анализ степени соответствия фактических расходов бюджета Новоселицкого муниципального района на реализацию подпрограмм и основных мероприятий подпрограмм, оказывающих влияние на индикаторы достижения целей программ и показатели решения задач их подпрограмм соответственно.

В соответствии с Методикой по каждому индикатору достижения цели программы и показателю решения задачи подпрограммы определена оценка результативности достижения планового значения индикатора (показателя). Исходя из определенных оценок результативности достижения плановых значений индикаторов (показателей) по каждой цели программы и задаче ее подпрограмм определена степень достижения цели (степень решения задачи). По каждой программе и ее подпрограмме определены средние степени достижения целей и решения задач. Информация о степени достижения целей программы и о степени решения задач их подпрограмм в 2015 году приведена в таблице 1.

Таблица 1

ИНФОРМАЦИЯ
о степени достижения целей программы и о степени решения задач их подпрограмм в 2015 году

п/п

Наименование

программы

Степень достижения целей программы

Степень решения задач подпрограмм

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Осуществление местного самоуправления в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края

128,46

50

100

80,95

52,00

83,33

112,50

83,33

100

2.

Развитие образования в Новоселицком муниципальном районе

84

113,10

100

           

3.

Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края в режиме «одного окна», в том числе на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг»

200

166,67

             

4.

Социальная поддержка граждан в Новоселицком муниципальном районе

100

87,50

100

           

5.

Защита населения и территории Новоселицкого муниципального района от чрезвычайных ситуаций

108,33

150

             

6.

Управление финансами Новоселицкого муниципального района

115,38

97,62

             

7.

Сохранение и развитие культуры в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края

128,57

100

150

           

8.

Управление имуществом Новоселицкого муниципального района Ставропольского края

33,33

154,17

             

9.

Молодежь Новоселицкого муниципального района

150

133,33

             

Важной особенностью Методики является то, что итоговые оценки подводятся по структурным элементам программы раздельно. Вывод об эффективности реализации делается по программе в целом, исходя из степени достижения целей программы, и по ее структурным элементам – подпрограммам, исходя из степени решения их задач.

При проведении оценки, мы, как и в прошлом году столкнулись с отсутствием четкой взаимосвязанной системы индикаторов достижения целей программ и показателей решения задач подпрограмм, что является одной из основных характеристик качества подготовки муниципальной программы. По ряду программ выявлены цели и задачи, не связанные ни с одним индикатором и показателем программы, что приводит к невозможности оценки степени их достижения (решения).

Вместе с тем все программы составлены таким образом, что на достижение цели программы влияют несколько подпрограмм, а реализация отдельных основных мероприятий влияет сразу на несколько показателей подпрограммы, относящихся к разным задачам подпрограмм.

Кроме этого, показатели муниципальных программ не позволяют реально оценить достижение запланированных результатов муниципальной политики в соответствующих сферах. Это является следствием того, что показатели и их значения устанавливаются самими ответственными исполнителями, что позволяет им выбирать наиболее «удобные» показатели (манипулируемые, либо имеющие заранее очевидную динамику, не зависящую от качества реализации муниципальной программы), а также задавать «комфортные» значения данных индикаторов, которые наверняка будут перевыполнены. Зачастую значения показателей рассчитываются на основе ведомственной отчетности либо специфических исходных показателей, рассчитываемых самими ответственными исполнителями (соисполнителями, участниками), в результате чего невозможна или существенно затруднена внешняя оценка достоверности фактических значений показателей.

Так же в ходе проведения оценки, мы столкнулись с проблемой сопоставления первоначально утвержденных ресурсов с достижением поставленных целей и выполнением показателей эти цели характеризующие. Несмотря на то, что ответственные исполнители и соисполнители при корректировке программ на очередной финансовый год и плановый период имеют утвержденные бюджетные ассигнования, в процессе исполнения бюджета прогнозные значения и источники финансирования могут изменяться по объективным причинам: выделение дополнительных объемов (уменьшение первоначально утвержденных) межбюджетных трансфертов из бюджета вышестоящего уровня на выполнение переданных полномочий, корректировка собственных доходов и расходов. При этом, значения показателей остаются неизменными. На основании этого мы сочли необходимым внести изменения в методику оценки эффективности реализации муниципальных программ и сопоставлять фактические расходы с уточненными плановыми назначениями.

В части собственных средств бюджета также наблюдается финансирование не в полном объеме или перераспределение между отдельными подпрограммами, что можно расценивать по – разному: либо при планировании были предусмотрены завышенные ассигнования по конкретным мероприятиям, либо эти расходы не были признаны необходимыми, что тоже говорит о недостаточно качественной разработке программ.

В случае когда программа имеет низкий уровень эффективности, а степень финансирования полная, необходима существенная корректировка муниципальной программы в части пересмотра значений целевых показателей, изменения объема финансирования, перечня программных мероприятий, системы управления.

Вместе с тем, имеющиеся результаты оценки дают возможность составить общий рейтинг эффективности реализации имеющихся программ в 2015 году исходя из среднего значения степеней достижения целей программы и задач их подпрограмм (таблица 2).

Таблица 2

РЕЙТИНГ
эффективности реализации программ в 2015 году

п/п

Наименование программы

Среднее значение степеней достижения целей программы и задач ее подпрограмм,

(процентов)

Оценка результативности достижения целей программы и задач ее подпрограмм

 
 

1

2

3

4

 

1.

Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края в режиме «одного окна», в том числе на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг»

183,34

выше плановой

 

2.

Молодежь Новоселицкого муниципального района

141,67

выше плановой

 

3.

Защита населения и территории Новоселицкого муниципального района от чрезвычайных ситуаций

129,17

выше плановой

 

4.

Сохранение и развитие культуры в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края

126,19

выше плановой

 

5.

Управление финансами Новоселицкого муниципального района

106,50

выше плановой

 

6.

Развитие образования в Новоселицком муниципальном районе

99,03

плановая

 

7.

Социальная поддержка граждан в Новоселицком муниципальном районе

95,83

плановая

 

8.

Управление имуществом Новоселицкого муниципального района Ставропольского края

93,75

плановая

 

9.

Осуществление местного самоуправления в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края

87,84

ниже плановой

* Значения степени достижения целей программы (решения задач подпрограмм интерпретируются следующим образом:

более 100 процентов – результативность достижения целей программы (решения задач подпрограммы) оценивается «выше плановой»;

от 90 процентов до 100 процентов включительно – результативность достижения целей программы (решения задач подпрограммы) оценивается как «плановая»;

от 75 процентов до 90 процентов – результативность достижения целей программы (решения задач подпрограммы) оценивается «ниже плановой»;

менее 75 процентов – результативность достижения целей программы (решения задач подпрограммы) оценивается как «неэффективная».

Вместе с тем хочется отметить, что сам по себе программный принцип планирования бюджетных расходов автоматически не обеспечивает повышение результативности и эффективности использования бюджетных средств. Необходимо осуществлять постоянный мониторинг проводимых мероприятий, обеспечивающих решение отраслевых задач, своевременно вносить корректировки в методы и принципы управления программой.